Ежедневный обзор. 27 декабря 2016
ИТОГИ 2016, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2016 оказался годом серьезных испытаний для мировой экономики, финансовых рынков и политического ландшафта. Опасения, связанные с ситуацией в китайской экономике и падение нефтяных цен ниже $30/барр. в первые месяцы года, заставили крупнейших монетарных регуляторов пересмотреть свои ожидания и сохранить режим ультрамягкой монетарной политики. Это решение вкупе с запуском государственной программы по стимулированию экономики в Китае и намерением ОПЕК вернуться к установлению квот на добычу для стабилизации нефтяных цен оказали положительное влияние на мировые финансовые и сырьевые рынки. Неожиданный исход голосования на референдуме по выходу Великобритании из ЕС привел лишь к кратковременному шоку – рынки быстро восстановились.
Второе полугодие ознаменовалось ростом ожиданий относительно ужесточения монетарной политики ФРС США на фоне улучшения макроэкономической статистики. Неожиданная победа Д. Трампа на президентских выборах привела к значительному повышению инфляционных ожиданий на обещаниях масштабного роста инфраструктурных расходов. На долговых рынках начались распродажи – доходности облигаций перешли к активному росту, американский рынок акций при этом обновил исторические максимумы. Рынок поверил в то, что активные фискальные стимулы помогут экономике выйти на траекторию устойчивого роста. В ответ на это в декабре 2016 года ФРС США повысила учетную ставку на 25 б.п. с намерением повысить ее еще три раза в 2017-м. Доллар США к концу года усилил свой рост против основных валют развитых стран и большей части развивающихся.
Политический календарь на 2017 год будет очень насыщенным и напряженным: выборы в Нидерландах, Италии, Франции и Германии, переговоры по Brexit, политика Д. Трампа и т. д.
Неожиданная победа Д. Трампа и Brexit переломили устоявшийся в западном мире ход событий. Политические риски возросли многократно. С другой стороны мы видим смещение глобальных ориентиров с монетарной политики к фискальной. Этот тектонический сдвиг начался с победы Д. Трампа как реакция на его предвыборную программу, в основе которой лежит наращивание бюджетных расходов и снижение налогов. Мощные фискальные стимулы (смягчение) должны противостоять монетарному ужесточению. Если планы 45-ого президента США действительно претворятся в жизнь, то ФРС США придётся действовать жестче. Рыночная оценка вероятности предполагает тройное повышение ставки Федрезервом в 2017 г. Однако приступить к конкретным действиям Д. Трамп сможет после инаугурации 20 января.
Европе, которая только выбралась из фазы экономического спада, также предстоит пройти через полосу политических препятствий. Выборы в парламент Нидерландов состоятся 15 марта. Позиции евроскептиков в этой стране как никогда высоки – лидер «Партии свободы» в случае победы на выборах обещает провести референдум по выходу из ЕС уже в 2017 году.
Выборы президента Франции состоятся 23 апреля и 7 мая, а парламентские – 11 и 18 июня (каждые в два тура). Досрочные выборы в Италии, вероятно, состоятся 11 июня. Конституционный суд Италии вынесет решение о новом избирательном законе 24 января и уже после этого можно начинать отсчет о времени проведения досрочных выборов. Кроме того, 11 января суд должен вынести решение о проведении референдума по реформам на рынке труда, налоговой и судебной системы. А этот референдум считается куда более важным, чем «провалившийся» референдум по избирательной системе 4 декабря. И если население вновь скажет «нет», то это будет усиливать риски возможного выхода страны из состава ЕС в будущем.
Выборы в Германии намечены на август-октябрь 2017 г. – точная дата пока не известна. Декабрьские теракты в Германии могут существенно подорвать позиции А. Меркель, усилив влияние евроскептиков в крупнейшей и основообразующей экономике союза.
Политически риски будут оказывать серьезное влияние на монетарную политику ЕЦБ, который недавно продлил действие программы по выкупу активов до конца 2017 г. Усиление этих рисков может помещать досрочному сворачиванию ультрамягкой монетарной политики и отправить евро к паритету к доллару США.
Тучи над Китаем постепенно сгущаются. Масштабные фискальные стимулы, предпринятые властями в начале 2016 г., помогли стабилизировать экономику страны. Однако это произошло благодаря росту кредитной нагрузки, которая по многим метрикам находится на критическом уровне. Китайский ЦБ с 2015 г. потратил почти четверть ЗВР в стабилизацию рынков, однако юань всё же провалился до минимумов 2008 года на фоне продолжающегося оттока капитала. Китайские риски могут многократно возрасти на фоне действий американской администрации – известный факт, что Д. Трамп и его главный экономический советник П. Наварро считают Китай чуть ли не главным источником всех бед в мире. Протекционистские войны могут стать новым трендом в глобальной экономике.